/ / / Должен ли покупатель оплачивать случайно разбитый в магазине товар?

Должен ли покупатель оплачивать случайно разбитый в магазине товар?

Достаточно часто случается, что покупатель, выбирающий товар в магазинах самообслуживания, разбивает какой-то товар, случайно задев его. Должен ли он оплачивать его?

По общему правилу, установленному Гражданским Кодексом, риск случайной гибели товара лежит на собственнике, то есть до оплаты вами этого товара и выдачи вам чека продавец должен нести убытки из-за разбитого вами товара. Ключевое слово здесь – случайной! То есть разбит товар должен быть случайно, в данном случае должна отсутствовать ваша вина. Вред не должен быть причинен намеренно.

Ваша вина в том, что товар разбит, присутствует, если, к примеру, вы разбили товар во время бега или драки в магазине, если товар выпал у вас из рук по вашей неосторожности или если вы сами бросили бьющийся товар на пол по тем или иным причинам. Во всех перечисленных случаях покупатель обязан оплатить разбитый товар. В случае отказа оплатить магазин может подать в суд иск о возмещении причиненного ему ущерба.

Ваша вина в том, что товар разбит, отсутствует, если, к примеру, продавец плохо расставил товар, если в магазине мокрый пол и вы поскользнулись, задев товар, или если расстояние между полками магазина не соответствует пожарным нормам. А расстояние между стеллажами по действующим нормам должно быть не менее 1,4 метра. Или, допустим, если вы поставили товар на ленту транспортёра у кассы, лента резко дёрнулась, и товар упал на пол и разбился. В этом случае тоже вашей вины нет.

Если сотрудники магазина требуют от Вас оплатить товар, то делайте это только, если видите свою вину в произошедшем. Если же вы разбили товар случайно, пригласите администратора магазина и спокойно объясните, что платить за разбитый товар не намерены в связи с тем, что разбили товар по вине магазина. В случае, если сотрудники магазина будут вести себя неправомерно, заставляя вас заплатить, оставляйте жалобу в жалобной книге, а также обращайтесь в Роспотребнадзор (в случае нарушения магазином требований действующего законодательства по размещению товара) или в органы пожарного надзора, если стеллажи в магазине расставлены с нарушением правил.

Если сотрудники магазина (охрана или администрация) ведут себя агрессивно, вызывайте органы полиции и решайте все вопросы в их присутствии. Это умерит пыл сотрудников и позволит общаться в более мирном ключе.

Помните, что никто не может вас заставить заплатить за разбитый товар иначе, как через суд!

← Список статей в категории Общие потребительские вопросы, законодательство