/ / / Почему русские часы набирают популярность на Западе

Почему русские часы набирают популярность на Западе

Кто бы мог подумать, что Россия - совершенно неожиданно для себя - превратится в одну из главных часовых держав мира. Абсолютно серьезно, без хохмы или иронии, иностранцы гоняются за ходиками с надписью на циферблате «Made in Russia». Более того, в Штатах и Европе продаются наручные часы под липовыми русскими брендами — бизнесмены ради коммерческого успеха свою продукцию выдают за нашу. И работает!

Возьмем статистику самого большого часового форума в интернете (watchuseek.com). На пятом месте по количеству постов стоят немецкие часы (87,9 тысяч записей в тематической группе). На четвертом — китайские часы (136,2 тысячи постов). На почетном третьем месте российские часы (244,6 тысяч постов). На второй и первой строчках с недосягаемым отрывом идут японцы и швейцарцы соответственно.

На eBay сейчас несколько сотен тысяч предложений по продаже японских часов и больше 50 тысяч объявлений с российскими хронометрами. Да, отрыв есть и не маленький. Но цифры все равно сопоставимы! Скажем, разница в спросе на японские и наши машины гораздо больше.

Никто не спорит, что в Японии и Швейцарии делают отличные часы. Но мы-то откуда взялась в этом клубе? Нашими хронометрами интересуются в три раза больше, чем немецкими.

Ладно я покупаю отечественные часы из патриотических чувств (у меня два «Полета», одна «Ракета» и несколько сломанных «Востоков»). А тем же американцам к чему русский «командирский» хронометр?

- Если вы хотите иметь просто точные часы, купите себе смартфон, на экране все показано, - заявил «КП» креативный директор Петродворцового часового завода (марка «Ракета», «Победа») Жак Полье. - Сейчас наручные часы больше всего берут за их историю и тот образ, с которым они ассоциируются. Для иностранцев русские часы — это космос, атомные подлодки, полярные экспедиции, ракеты. Мало, какая фирма может похвастаться, что их хронометры побывали за границами Земли. А ведь почти все советские космонавты летали с часами, сделанными в СССР. «Омега» до сих пор в рекламе использует факт, что Нил Армстронг высадился на Луне в их часах.

Часть ассортимента Петродворцового Часового Завода “Ракета”.

И это еще не все. Советский Союз делал часы миллионами для всех стран Варшавского блока и остальных дружественных государств. Чуть ли не половина населения планеты может сказать, что у их отца или дедушки когда-то были русские часы.

Увы, пока мы крупно проигрываем в продажах новых часов. Спросом у всяких коллекционеров и оригиналов пользуются все русские часы подряд – советские, современные. А вот большая часть объявлений про швейцарские часы относится к новым ходикам.

Командирские часы завода "Восток"

РУССКИЙ БРЕНД С КИТАЙСКОЙ НАЧИНКОЙ

Интересно наблюдать, как за рубежом появляются якобы 100% русские часовые фирмы.

К примеру, в США сейчас продаются хронометры под брендом «Zavtra». Производитель пишет, что у него 70-летняя история. Якобы в России эти часы хорошо известны, но на запад они не попадали из-за Холодной войны. А теперь американцы и сами могут купить надежные русские ходики.

Ни в одном нашем интернет-магазине я часы «Zavtra» не нашел. Сложно сказать, кто их делает — может быть, сами американцы или китайцы.

Литовская фирма «Vostok Europe» продает на территории Евросоюза как бы русские часы. Дизайн корпуса многих моделей похож на хронометры завода «Восток».

«Производство каждой модели приурочено к какому-нибудь достижению или событию в истории России», - написано на сайте компании «Vostok Europe». На Запад идут хронометры, посвященные самолету ТУ-144, советскому луноходу, атомной подлодке «Ленинский Комсомол» и так далее.

Дизайн корпуса многих моделей vostok-europe похож на хронометры завода «Восток»

Китайская компания «Нестеров» продает по всему миру еще одни российские часы. Все модели посвящены летчикам и авиации. Компания активно использует в рекламе образы пилотажных групп «Стрижи» и «Русские Витязи». Хотя официально наши асы к «Нестерову» никакого отношения не имеют.

Европейская компания «Aviator» пошла дальше всех. В часы, которые вроде как сделаны в России, ставят швейцарские механизмы! То есть, им проще продать вещи «Made in Russia», а не «Swiss made».

ИНОСТРАННЫЙ БИЗНЕС НА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГОРДОСТИ

Увы, пить шампанское за идеологическую победу наших подлодок, нарисованных на циферблатах, и провал санкций, пока рано. Дело в том, что заметно больше 50% российских часов, продающихся на Западе, (не какие-то «Zavtra», а нормальные «Ракеты», «Полеты» и «Востоки») - обыкновенная подделка.

Да, в Китае производится больше отечественных хронометров, чем в самой России. Объяснить такой парадокс не сложно — часовое производство у нас за последние 20 лет сильно просело. А спрос на продукцию за рубежом только растет. Вот азиатские бизнесмены этим и пользуются. Нормальные законы рынка.

У большинства наших производителей часов дела обстоят не ахти.

- В СССР было больше десятка часовых заводов, - рассказал Жак Полье. - Теперь их гораздо меньше. Петродворцовый часовой завод — единственный в стране, кто продолжает выпускать свои собственные механизмы. Остальные либо используют оставшиеся запасы, либо просто вставляют в корпуса китайские, японские или швейцарские механизмы.

Петродворцовому предприятию сильно повезло. В конце 2000-х годов его купили французские и российские инвесторы. Предприниматели вложили большие деньги в обновление оборудования. На завод сманили одного из руководителей «Rolex».

Теперь фабрика входит в почетную мировую пятерку фирм, которые сами делают для часовых механизмов пружины и баланс (специальный узел). Еще этим занимаются «Rolex», «Swatch group», «Seiko» и «Frank Muller». Остальные производители покупают пружины и баланс у кого-то из этой пятерки.

- Сейчас мы делает 50 тысяч часов в год, - рассказал Жак Полье. - За последние 12 месяцев продажи выросли на 100%. В 2017 году планируем открыть первое зарубежное представительство в Париже.

Другие российские часовые заводы, которые продолжают работать до сих пор, по большей части рассыпались на более мелкие фирмы. К примеру на осколках столичного «Полета» появились бренды: «Денисов», «ЧЗП», «ТД «Полет» и «Полет-хронос». Все они в рекламе пишут, что история оригинального «Полета» - это и их история. Хотя формально прав на это у фирм-осколков нет. Официально бренд советского часового завода принадлежит коммерсанту Сергею Пугачеву, но он с ним ничего не делает и марку никак не защищает от копирования. Впрочем, оно и не удивительно – с декабря 2013 года предприниматель находится в розыске Следственного комитета по делу разорившегося Межпромбанка. Власти требуют, чтобы Пугачев отдал 2 млрд долларов.

- Мы в часы вставляем оставшиеся свои механизмы (советская разработка «Полета» под номером 3105), механизмы «Seiko», «Rondo» и «Miyota», - рассказала «КП» представитель «Полет-хронос» Ольга Воркова.

У завода «Восток» судьба еще более странная. Есть масса фирм, которая одновременно делает часы под брендом предприятия. Дизайн у всех примерно одинаковый. Разобраться, кто из них имеет право пользоваться именем завода, а кто нет, просто невозможно.

- Довольно часто поступает информация, что у «Востока» большой брак механизмов, - рассказала Воркова.

По мнению экспертов, завод (и его клоны) перешел на использование китайских механизмов. Это дешево. Часы «Восток» сейчас стоят в разы дешевле тех же «Ракет» или «Полетов» со швейцарской начинкой.

Есть еще несколько российских фирм, которые делают кварцевые часы («Слава», «Чайка»). Но отечественные в них только корпуса. В мире есть всего несколько заводов, которые делают кварцевые механизмы (ни одного в России) — абсолютно все бренды планеты там и затовариваются.

ВЗГЛЯД С ШЕСТОГО ЭТАЖА

Как видим, главное в часовом бизнесе — имидж. Мало кто слышал про американские, французские или скандинавские хронометры. Зато во многих странах (их список только растет) знают русские часы. Хоть и с некоторой натяжкой, но можно говорить о формировании мирового бренда. Как автомат Калашникова или новый мотоцикл «Урал» (95% выпуска которого сейчас уходит на экспорт).

Казалось бы, надо пользоваться этим успехом. Мы тратим какие-то чудовищные деньги на пропаганду себя на Западе. А могли бы с тем же успехом (как делают за нас китайцы) продавать часы с георгиевскими ленточками, портретами Гагарина и ракетами "Союз" на циферблате.

По данным ООН, объем мирового рынка наручных часов составляет около 27 млрд долларов. Российские производители занимают на нем всего около 0,1%. Почувствуйте разрыв между реальным производством и спросом!

Эксперты аналитического агентства «Tebiz group» утверждают, что на китайские подделки российских часов приходится еще 2% рынка. То есть, больше 500 млн долларов (32 млрд рублей). Вот если бы мы сами сделали столько же часов…

Но весь потенциал у нас уходит в молоко. Самую старую часовую фабрику в стране (Петродворцовыйзавод открылся в 1721 году по решению Петра Первого) купили французы. И только это спасло ее от окончательного разорения. Надо сказать европейцам спасибо за поддержание нашего же имиджа.

Гагарин летал в штурманских часах «Салют», Леонов первым вышел в открытый космос с часами «Стрела», потом «Ракета» сделала механические часы на 24 часа для наших космонавтов. А теперь официальными хронометрами Роскосмоса стали швейцарские «Fortis»... Для родины первого космонавта - позорище, не иначе.

СКОЛЬКО СТОЯТ ЧАСЫ

Восток: от 1,5 до 50 тысяч рублей
Ракета: от 17 до 100 тысяч рублей
Полет: от 2 до 75 тысяч рублей
Zavtra: 9,4 тысяч рублей
Нестеров: от 3,5 до 25 тысяч рублей

Источник: http://www.kp.ru/daily/26626/3646025/

← Список статей в категории Вещи вокруг нас