/ / / 5 советов посетителям супермаркетов, или Должен ли покупатель платить за разбитую в магазине бутылку?

5 советов посетителям супермаркетов, или Должен ли покупатель платить за разбитую в магазине бутылку?

Пробираясь по ряду в супермаркете, вы случайно  наткнулись на стоящую на проходе пирамиду из бутылок. Несколько скатившихся бутылок разбились. Заплатив работникам магазина 40 тысяч рублей, расстроенный и несчастный, вы покидаете магазин, ругая себя на невнимательность и неуклюжесть, работников магазина за заставленность проходов между стеллажами, и весь свет за то, что вам так не повезло.

Как же рядовой потребитель может себя защитить в подобной ситуации? Как избежать общения с администраторами и охраной супермаркетов?

На вашу защиты встает статья 1064 гражданского кодекса РФ «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети..» Пункт 2 этой статьи гласит: «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине ..»

Это значит, что если вы поскользнулись на влажном полу и влетели в стеллаж с шампанским, вашей вины тут нет. Но есть вина работников магазина, как и в случае, если бутылка шампанского сползла с транспортной ленты в 10 сантиметрах от кассира. До момента оплаты сотрудники магазина не вправе требовать у Вас возмещения ущерба ненамеренно испорченного товара. Порча принадлежащего магазину товара на его территории до момента оплаты является риском случайной гибели имущества или случайного его повреждения. И супермаркет застрахован от таких случаев.

Согласно ГОСТу 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», а также СНиПу 2.08.02–89 «Общественные здания и сооружения..» дистанция между стеллажами в магазине должна быть не меньше 1,4 метра.

К тому же чем супермаркет больше, тем расстояние между проходами должно быть больше:

1,4 м — при торговой площади до 100 кв. м;

1,6 м — при торговой площади св.100 до 150 кв. м;

2 м— при торговой площади св. 150 до 400 кв. м;

2,5 м — при торговой площади св. 400 кв. м.

Пирамида из бутылок посреди торгового зала сделала проход уже, что затрудняло передвижение. Пройти, ничего не задев, было просто невозможно. Пирамида не была зафиксирована, бутылки выставлены безалаберно и поэтому попадали.

Если, охрана супермаркета угрожает, грубит, норовит вас обыскать, на вашу защиту встанет статья 203 статья Уголовного Кодекса РФ «Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб».

В соответствии с законом, охранник не имеет права требовать у вас возмещение ущерба, пока ваша вина не будет доказана в судебном порядке.

Вам не придётся возмещать ущерб и в том случае, если вы взяли с полки банку с грибами, а стоявшие рядом огурцы упали и разбились. Товары должны быть устойчиво расставлены и закреплены на полках.

Более того, если вы поскользнулись на влажном полу супермаркета и сломали ногу или руку, в можете потребовать от магазина компенсацию. Это возможно в двых случаях: если в супермаркете не была выставлена табличка «Осторожно, мокрый пол» (или подобная - наличие такого предупреждения снимает с магазина ответственность) и если вам удастся доказать что вы упали именно из-за мокрого пола. ПРИ этом вам придётся собрать показания свидетелей, зафиксировать (сфотографировать или снять на видео) время и место падения, предоставить справки из больниц и заключения врачей, рецепты на лекарства и т. д. Затем с документами, подтверждающими вину магазина, можно обращаться в суд, и есть все шансы получить не только возмещение материального ущерба (оплата лечения и нерабочих дней), но и моральную компенсацию. А бесплатную юридическую консультацию вы можете получить в московском юридическом центре по защите прав потребителей.

И так, 5 советов, следуя которым вы не дадите сотрудникам магазина себя облапошить:

Не тратьте время на разговоры. В случае конфликта пишите заявление на имя директора (его должны зафиксировать во входящих и на него обязаны ответить), копию оставляйте себе. Кроме того, требуйте составления акта о порче товара, в котором обязательно зафиксируйте все сопутствующие обстоятельства: скользкий пол, узкие проходы между стеллажами т.п.

Пользуйтесь «уголком потребителя». Он есть в каждом магазине. Если администрация отказывается регистрировать заявление, его нужно написать в книгу жалоб и сфотографировать, так как его могут оттуда удалить. Заявление и фото направьте в потребинспекцию.

Тормошите администрацию. Звоните в администрацию, узнавайте, кто отвечает за ваше заявление и когда ждать ответа.

Ходите в супермаркеты с камерами наблюдения. Главным свидетельством вины магазина может быть видеозапись. Чем больше установлено там камер, тем больше шансов выиграть спор с магазином.

Сохраняйте чеки. Чек — главное свидетельство ваших товарно-денежных отношений с магазином. Без чека вы никогда не сможете доказать, что совершили покупку именно в этом супермаркете.

← Список статей в категории Общие потребительские вопросы, законодательство