Укрепление рубля способствовало сокращению цен на часть ассортимента российских продовольственных сетей.
X5 Retail Group фиксирует дефляционные тенденции на 15-20% своего ассортимента, сказано в отчете "ВТБ Капитал" по итогам вчерашней телефонной конференции менеджмента ритейлера с инвесторами. Представитель Х5 пояснил "Ъ", что под дефляцией в компании понимают стоимость на полке конкретного товара по сравнению с его розничной ценой год назад.
"Мы действительно констатируем, что цены на 15-20% товаров на полках наших магазинов в начале этого года были ниже, чем в январе и феврале прошлого года",— подтверждают в сети. Речь идет о таких категориях, как фрукты и овощи,— цены на них снизились на 4-15%. В бакалее (сахар, подсолнечное масло, мука, орехи, сухофрукты, мясные и рыбные консервы) дефляция составила от 1% до 20%. Этому способствовало укрепление рубля, высокий урожай, а также ряд специфических причин в отдельных категориях товаров, добавили в пресс-службе ритейлера.
Другие ритейлеры также подтверждают снижение средней цены продажи. Впрочем, по словам представителя одной из крупных розничных сетей, это может быть связано не только с ростом национальной валюты, но и с укрепившимся переходом потребителей на более дешевые товары. Менеджер другого ритейлера отмечает, что дефляционные тенденции существуют преимущественно при закупке товаров. "Это вызвано в первую очередь укреплением рубля, в меньшей степени отказом от бэк-маржи",— поясняет он. В "Ленте" сообщили, что еще в конце прошлого года снизили цены на некоторые товарные позиции в категории "фреш": картофель, яблоки, цитрусовые и др.Согласно данным индекса "Пятерочки" (основной формат X5), в феврале стоимость продовольственного набора по средним ценам сети (для европейской части России и Урала) составила 3,54 тыс. руб., что на 2,6% меньше, чем было в аналогичном месяце прошлого года.
В целом в России за год наиболее заметно снизились цены на сахар (в феврале 2017 года они были на 16% ниже, чем в феврале 2016 года), на плодоовощную продукцию (минус 9%) и яйца (минус 3,7%), свидетельствует официальная статистика. В прошлом месяце по сравнению с январем снижение розничных цен наблюдалось у круп и бобовых (минус 0,7%), мяса птицы (минус 0,4%), подсолнечного масла (минус 1,4%).
Сильнее всего цены на продукты в России росли в 2014 и 2015 годах, что объяснялось главным образом ослаблением рубля: за 2014 год доллар укрепился к нему на 70%, евро — на 53%. Продовольствие в тот же год, по оценке Росстата, подорожало на 15,5%, непродовольственные товары — на 8%. В 2015 году стоимость продуктов увеличилась на 14%, остальные товары, наоборот, ускорили рост до 13,65%. В 2016 году средние цены выросли на 4,6% и 6,5% соответственно.Как ранее сообщил "Ъ", в феврале--марте X5, "Лента" и "Верный" обращались к своим поставщикам с просьбой снизить закупочные цены в связи с укреплением рубля. За год рубль по отношению к доллару вырос на 17%, к евро — на 19,3%. Ритейлеры рассчитывали на уменьшение отпускной цены в среднем не более 10%. Свою позицию розница объясняет тем, что в период ослабления национальной валюты принимала повышение закупочных цен от поставщиков.
Теперь же продовольственная инфляция замедляется. В феврале, согласно Росстату, она составила 3,7% в годовом выражении. При этом за последний зимний месяц продукты в стране подорожали лишь на 0,2% в сравнении с январскими показателями.
Источник: http://www.kommersant.ru/doc/3254735