/ / / Пять вещей, на которых экономят россияне в кризис

Пять вещей, на которых экономят россияне в кризис

Сложности в экономике сказались и наших кошельках. Цены в магазинах растут, а заработная плата - не спешит. Впрочем, россиянам не впервой: кризисы у нас каждый 5 - 7 лет. И самые сообразительные давно научились экономить.

Продукты питания: Дешевле, по плану, впрок

По данным социологов, почти каждый второй россиянин в прошлом году стал экономить на еде. В первую очередь это касается импортных деликатесов и продуктов высокой ценовой категории. При этом сложилось даже несколько стратегий.

Например, по данным центра Ромир, мужчины старше 45 лет оптимизируют затраты на продукты, просто покупая товары дешевых марок. А вот женский вариант экономии совсем другой. Прекрасная половина россиян при походах в магазин руководствуется четким планом. Заранее приготовленный список покупок, по словам социологов, помогает сэкономить кругленькую сумму. Этим методом пользуется каждая третья опрошенная.

При этом малообеспеченные (зачастую пенсионеры) предпочитают закупиться впрок. Каждый шестой опрошенный признался, что стал покупать больше товаров с долгим сроком годности - «про запас». Особенно это актуально для маленьких городов и сельской местности.

Но это еще не все. В последнее время маркетологи все чаще выделяют новую группу покупателей. Это так называемые охотники за скидками. Оббежать пару магазинов и купить хлеб по красной цене стремятся 28% опрошенных. Для России это значительный показатель: обычно наши люди мало верят в акции, особенно на продукты питания. Но, видимо, теперь многим пришлось менять потребительские привычки.

Крупные покупки: Телевизор как роскошь

В кризис легче всего отказаться от того, что покупалось в кредит или за большие деньги. К примеру, по данным Ассоциации европейского бизнеса в России, в 2015 году продажи легковых машин упали на 35%. Это не удивительно. Только за прошлый год цена среднего автомобиля выросла на 20%, подсчитали в агентстве «Автостат». Но это средняя температура по больнице. Среди иномарок этот показатель достигает 40 - 60%.

У отечественных автомобилей ситуация не так критична, но и здесь тоже падение на 15 - 18%. А для нынешнего россиянина это тоже повод задуматься: «купить новую машину или все-таки подлатать старую?» Вот и производители не питают иллюзий. Как сообщил президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков, в этом году продажи автомобилей упадут еще на 15 - 20%.

Помимо машин, россияне экономят и на жилье. Точнее на его покупке. Рынок недвижимости сейчас пребывает не в самом лучшем состоянии. О планах на покупку недвижимости заявили не более 2% россиян.

Сильно за прошлый год упали продажи и крупной бытовой техники. Спрос за год в среднем снизился на 20%. И если мелкую бытовую технику мы еще покупаем стабильно, то продажи телевизоров упали на 40%, а холодильников и стиральных машин - на 30%. Это подтверждают и в Международном центре онлайн-торговли Allbiz. Так, количество запросов в интернете на бытовую технику в начале 2016 года снизилось на 22,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на электронику - на 43%.

Но, как говорят эксперты, не стоит делать катастрофических выводов о масштабе экономии. Социологи сравнивают все данные с 2014 годом, когда среди наших граждан был огромный ажиотаж вокруг крупных покупок. Рубль резко упал, и все хотели купить товары по «старым» ценам: квартиры, машины, электронику. Толпы людей с телевизорами и микроволновками и пустые полки в магазинах. Конечно, сравнивая любой год с таким бумом, будет падение.

Одежда: Прямиком из Китая и секонд-хэнд

Экономя на продуктах, много не накопишь. Да и отказаться от новой одежды проще, чем от еды. А между тем, цены на непродовольственные товары за последние два года выросли на 85 - 90%. Об этом говорит статистика проекта «Я-Потребитель». Причина понятна - обесценивание рубля. Это привело к подорожанию всего импорта.

Например, в студенческой среде набирает популярность новое модное течение. Молодые люди со скромным достатком не стесняются покупать уцененную одежду. Наоборот, они расматривают это как некий вызов обществу, при этом гуманный для кошелька. Плюс выросло количество посылок из китайских интернет-магазинов.

- Почта России отчиталась, что в 2015 году обработало на 64% больше международных почтовых отправлений, чем в 2014-м, - говорит создатель проектов «Я-потребитель» и «Ценомер» Артем Аствацатуров. - То есть люди стали экономить, покупать в китайских интернет-магазинах и не готовы платить 2 - 3 цены за тот же самый товар в российском магазине.

И наконец, кризис - неплохой повод избавиться от вредных привычек. По крайней мере, так считают 15% россиян. Именно столько, из экономящих граждан, заявили, что сократили в прошлом году траты на алкоголь и сигареты. А вот от чего не хотят отказываться россияне, так это от гаджетов. Сократить расходы на различные мобильные телефоны и компьютеры смогли только 8% опрошенных.

Туризм и отдых: Не нужен нам берег индийский

Одним из основных способов сэкономить граждане нашей страны выбрали отказ от зарубежных поездок. Только за прошлый год расходы россиян на заграничные поездки упали на 30%. По данным Всемирной туристской организации при ООН, в 2015 году туристы из России потратили на отдых за рубежом $35 млрд. Годом ранее этот показатель был выше $50 млрд. И основные причины понятны.

Во-первых, разгуляться, как раньше, простому россиянину не дает курс рубля. На поездку приходится откладывать чуть ли не весь год, к шикарному отелю со средней российской зарплатой теперь за версту не подберешься. Остается считать каждую копеечку и тщательно выбирать, где отдохнуть. Во-вторых, с маршрутами тоже не все гладко. Самые популярные у россиян (а заодно и самые недорогие) направления - Египет и Турция - с недавних пор для нас закрыты. Любителей позагорать на пляже все так же радушно принимают Кипр и Индия, но это уже другие цены, не говоря уже о Лазурном побережье Франции или курортах Италии. По данным Росстата, выезд россиян на отдых за рубеж снизился в 2015 году на 31%.Но отдыхать где-то нужно. Поэтому все большую популярность набирают курорты Крыма и Краснодарского края, а так- же туристические маршруты соседних регионов и ближнего зарубежья.

Свадьбы и дни рождения стали бюджетнее

Еще одной мерой экономии россияне выбрали скромность в развлечениях. Проводить большие расточительные праздники и каждый день обедать в ресторане и раньше могли далеко не все, а уж в кризис и подавно. Это же касается и различных торговно-развлекательных центров. Слоняться по ним меньше народу не стало. А вот покупать граждане не торопятся.

Как отметил создатель проекта «Я-потребитель» Артем Аствацатуров, в торговых центрах, которые построены давно, пустует от 10 до 15% площадей. А в новых торговых центрах эта доля значительно выше.

Отмечать праздники «на широкую ногу» тоже стало накладнее. А значит, все больше россиян придирчиво планируют свои траты на дни рождения, свадьбы и другие мероприятия.

Как пояснил основатель агентства «Keylinkagency» Денис Рыжов, урезать расходы на праздники люди начали еще в 2014 году. Тогда это было связано с шоком от падения курса рубля и всеобщей напряженностью. Теперь уже другое дело. Люди не отказывают себе в отдыхе, но планируют его тщательнее.

Например, тот же школьный выпускной. Каждый третий родитель потратил на это мероприятие больше 10 тысяч рублей, а каждый четвертый - больше 5 тысяч.

- Школьный выпускной для родителей - практически как свадьба детей, - считает глава Национального родительского комитета Ирина Волынец. - Несмотря на то, что из-за инфляции сумма растет ежегодно, у нас не принято на этом экономить.

А вот на будничном отдыхе россияне экономят. Все больше людей занимаются спортом на открытом воздухе. Во многих городах стали проводиться бесплатные мероприятия (выставки, экскурсии и др.). Они теперь собирают все больше людей. И тут даже не в кризисе дело. Действительно: зачем платить, если можно получить то же самое абсолютно бесплатно?!

Источник: kp.ru

← Список статей в категории Рациональное потребление