/ / / Правда о правах потребителей и их защите

Правда о правах потребителей и их защите

Отношения по защите основных прав человека при приобретении товара, принятии работы или услуги, регулируются важнейшим Законом «О защите прав потребителей». Современная экономика развивается достаточно быстро, поэтому каждому из нас необходимо знать, как российский закон защищает интересы потребителя. Перечислим основные права, которые будут востребованы в повседневной жизни:

1. Каждый потребитель обладает правом на приобретение только качественного товара, равно как работы или услуги. Абсолютно все недостатки предлагаемого товара продавец обязан оговорить заранее. При выявлении несоответствия оплаченного товара заявленному качеству, потребитель может: потребовать замены приобретенного предмета на аналогичный товар, потребовать замены оплаченной вещи на иной товар, схожий по характеристикам, с последующим перерасчетом стоимости покупки, потребовать уменьшения цены, потребовать немедленного устранения всех недостатков финансовыми усилиями продавца, либо устранить недостатки самостоятельно, при условии возврата продавцом затраченных на ремонт денежных средств, отказаться от товара, а затем потребовать возврата суммы, уплаченной в адрес продавца.

Но некоторые товары закон запрещает возвращать или обменивать. К ним относятся, например: медикаменты, предметы личной гигиены, бытовая химия, чулочно-носочные изделия, растения и животные, парфюмерия и косметика, оружие и патроны, непериодические издания и другие товары.

2. Потребитель имеет бесспорное право получить правдивые данные о продаваемом товаре, услуге или работе. Если производитель (продавец) нарушает это положение, то к нему могут быть предъявлены претензии, а факт обнаружения лживой информации о продукте может помочь потребителю в судебном разбирательстве.

3. Продавец обязан своими силами обеспечить обслуживание и необходимый ремонт товара, приобретенного потребителем. Другими словами, если товар все-таки оказался недостаточно качественным, то продавец должен оказать содействие устранению недостатков.

4. Работа, услуга или продаваемый товар должны быть полностью безопасны для потребителя.

Если перечисленные выше законные интересы потребителя были нарушены, то он имеет полное право предоставить продавцу претензию. При отказе в ее удовлетворении, спор может быть разрешен судом.

Как показывает практика, особенно часто права потребителя нарушаются при оформлении кредита. В данном случае гражданин выступает потребителем финансовой услуги. Условия о некоторых комиссиях, содержащиеся в тексте кредитного договора, могут быть признаны судом недействительными, так как ущемляют права человека или по другим причинам.

Претензионный порядок урегулирования спорной ситуации зачастую оправдывает себя, если продавец дорожит своей репутацией.

В суд можно подавать и через общества защиты потребителей, но при этом имеются нюансы, описанные ниже. Всем известно, что иногда качество товара или услуги оставляет желать лучшего и спрос на услуги по защите потребительских прав очень высок. На этом фоне вполне логичным видится возникновение различных общественных организаций, осуществляющих защиту прав потребителей. Данные организации пользуются большой популярностью у граждан, поскольку слово «общественные», на первый взгляд, предполагает некоммерческую деятельность, преследующую благие цели – безвозмездную защиту интересов граждан. И действительно, когда потребитель обращается в подобную организацию, денег за подготовку документов и участие в судах с него не берут. Могут даже предложить заключить договор о безвозмездном оказании услуг.

Однако стоит задаться вопросом: на какие же средства существует негосударственная общественная организация?! Ответ на данный вопрос содержит тот факт, о котором общества по защите прав потребителей не спешат информировать своих клиентов. В соответствии с действующим законодательством, в случае частичного или полного удовлетворения требований истца, с ответчика удерживается штраф – за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в размере пятидесяти процентов от присужденной суммы. Когда в интересах граждан выступает общественная организация, половина штрафа подлежит перечислению в пользу данного юридического лица. Таким образом, потребитель получает меньшую сумму, чем мог бы получить, если бы обратился к представителю. Денежные средства, потраченные гражданином на услуги адвоката или юриста, относятся к судебным расходам. Судебные расходы компенсирует проигравшая сторона. Иными словами, если требования потребителя судом удовлетворяются, то суд обязывает ответчика возместить истцу понесенные расходы, понесенные им в связи с обращением за защитой нарушенного права в суд.

В связи с этим только Вам выбирать, как защищать свои права – через суд напрямую или обратившись в одно из обществ защиты прав потребителей.

← Список статей в категории Общие потребительские вопросы, законодательство